Защищать или зарабатывать? золушки животного мира

Защищать или зарабатывать? золушки животного мира

Люди настолько себялюбивые существа, что наши стандарты красоты и привлекательности распространяются и на другие виды. Нам нравятся большие, впечатляющие млекопитающие с фронтальным расположением глаз, как у нас, людей.

И этот уклон проявляются, когда мы принимаем решение пожертвовать определенную сумму на охрану окружающей среды. Природоохранные организации обычно фокусируют свое внимание на больших харизматических животных (часто называемых флагманскими видами), таких как арктические обитатели, тигры, слоны или шимпанзе, предоставляя им большую часть финансовой поддержки, независимо от положения животных в списке видов, которым угрожает исчезновение.

«Положение похоже на то, когда хвост виляет собакой», — полагает Роберт Смит (Robert Smith), биолог Дарреловского института охраны природы и экологии при Университете Кента. «Некоторые организации предпочитают проекты, которые проще всего финансировать, а не те, которые важны для охраны природы».

В статье, недавно опубликованной в журнале Conservation Letters, доктор Смит и его коллеги определили эти предпочтения на основе анализа 59 флагманских компаний, развернутых в Интернете неправительственными организациями. Ученые обнаружили, что только 80 из 1098 нуждающихся в защите видов представлены на сайтах, в большинстве среди них крупные хищники или приматы с фронтальным расположением глаз.

При анализе статей расходов выяснилось, что 61% средств тратится на сохранение самого вида, а не его среды обитания. Только 2,2% расходов направлены на использование флагманских видов как средства привлечения общественного интереса к экосистеме животных в целом.

Также выяснено, что животные, наиболее нуждающиеся в защите и относящиеся к исчезающим видам, появляются на сайтах не чаще, чем представители видов, признанных всего лишь уязвимыми.

Западные спонсоры предпочитают львов и слонов, животных, часто обитающих в местах с низким уровнем биологического разнообразия. В то же время устья рек, луга и некоторые леса являются домом для очень важных видов, не являющихся настолько харизматическими, чтобы стать флагманскими. «Существует проблема выбора между тем, насколько важен вид для защиты природы, и тем, насколько легко найти для этого средства», — считает Роберт Смит.

Как же привлечь внимание к существам, чья внешность не вызывает ни умиления, ни восхищения, но которые балансируют на грани вымирания?

Для этих животных исследователи предлагают создать особую категорию: виды Золушки. Как и Золушка, которая трудилась в безвестности, пока принц не разглядел ее словно необработанный алмаз, так и эти виды не менее эстетически привлекательны, но до сих пор их никто не замечает — пишут ученые в Conservation Letters.

Основываясь на системе баллов, разработанной на основе особенностей флагманских видов, исследователи идентифицировали 183 вида приматов, хищников и других крупных млекопитающих, которые можно занести в категорию Золушки. Из этого списка они выделили пять видов, которым в наибольшей степени угрожает полное исчезновение: талаудский медвежий кускус (Talaud bear cuscus), красный колобус Пеннант (Pennant’s red colobus), миндорский карликовый буйвол (Tamaraw or Mindoro dwarf buffalo), африканский дикий осел (African wild ass) и карликовый енот (pygmy raccoon).

Ученые считают, что при наличии умеренных инвестиций в исследования, эти пять малоизученных видов могут стать новыми флагманами, хотя и вряд ли смогут когда-либо привлечь столько денег, как тигры или панды.

По материалам Green

  • биоразнообразие
  • вымирание
  • животные
  • исчезающие виды
  • охрана природы


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: