Военно-грузинская дорога

Автобусы с немецкими и французскими пожилыми туристами встречаются даже в самых труднодоступных уголках мира. Чем дальше мы ехали, тем более холодным становился воздух. Дорога поднималась в горы. Начинался горный серпантин.

Мы подъезжали к Крестовому перевалу.Военно-грузинская дорога

Долина реки Арагви. С 15 века Грузия находилась под контролем Османской империи. Религиозные и этнические столкновения между турками и грузинами привели к тому, что Грузия обратилась к Российской империи за поддержкой и на протяжении 19 века Россия присоединила к себе часть за частью все регионы Грузии.

Основное грузинское княжество, Картли, подписало трактат о протекторате в 1783 году, но уже в 1810 году стало неотъемлемой частью Российской империи. Были образованы Тбилисская и Кутаисская губернии.

Аджария со столицей в Батуми была присоединена в 1878 году.

Россию от Грузии отделяет Большой Кавказский хребет. Здесь находится Эльбрус — самая высокая точка Европы, и целый ряд вершин-пятитысячников.

Пеший марш русской армии через Большой Кавказ можно сравнить с походом Ганнибала через Альпы.

Дорога между Россией и Грузией возможна лишь в нескольких местах. В течении 19 века на Кавказе строились Осетинская, Абхазская и Грузинская военная дороги.

Через труднопроходимые перевалы и ущелья Большого Кавказа прокладывались горные маршруты, чтобы соединить Россию с присоединёнными губерниями на юге.

Абхазская военная дорога, проходящая вдоль черноморского побережья, самый легкодоступный путь в Грузию, оказалась перерезана после Абхазской войны. Осетинская военная дорога начинается во Владикавказе и упирается в непризнанную границу между Южной Осетией и Грузией, поэтому она тоже закрыта.

Таким образом, Военно-Грузинская дорога — единственная действующая дорога между Россией и Грузией. Несмотря на порой проблематичные дипломатические отношения между двумя странами, Военная грузинская дорога работает круглые сутки и круглый год.

Это единственная трасса, соединяющая Россию с её воинскими частями в Армении.

Тем удивительнее оказывается тот факт, что эта панкавказская дорога частично неасфальтирована. Дорога пересекает границу с Грузией возле посёлка Верхний Ларс в Северной Осетии, несколько километров бежит вдоль долины реки Терек и упирается в Крестовый перевал — самый легкопроходимый горный перевал на Большом Кавказе.

Крестовый перевал. По разбитой сходящими с гор снегами и водопадами грунтовке ежедневно проходят колонны грузовиков, перевозящих товары между Россией, Грузией и Арменией.

Многие высокогорные регионы Грузии доступны лишь в тёплое время года. Например, Сванети (регион на северо-западе Грузии) можно посетить, начиная с мая, а переезд в Кахетию (на юго-востоке Грузии, вдоль границы с Азербайджаном) гарантированно открыт лишь с начала июня.

В остальное время года добраться в эти регионы невозможно. Жители отрезанных от цивилизации поселений спускаются на зиму в более низко расположенные деревни.

С наступлением горного лета (в апреле, мае или июне, в зависимости от высотности) люди перегоняют стада овец и горных коров (специальная порода маленьких коров) на расположенные на высоте луга и живут несколько летних месяцев на земле предков без водопровода и Интернета.

В отличие от сванетских и кахетинских горных перевалов, Крестовый перевал работает круглые сутки и круглый год с исключением на пару дней зимой, когда свирепствует непогода и проехать через горы физически невозможно.

Мы проехали Гудаури — известный горнолыжный курорт на севере Грузии. В конце мая здесь всё ещё кое-где лежал снег. Из-за морозного воздуха мы закрыли окна.

Внизу в долине ещё было жарко, но здесь, на высоте двух километров царила ранняя весна.

Пансион в Гудаури. Вскоре после Гудаури мы достигли самую высокую точку маршрута.

Рядом с дорогой остался памятник грузинско-русской дружбе. Крест — отсюда и название — отмечает самую высокую точку перевала — 2379 метров.

Через сто метров в сторону Казбеги над обрывом стоит полукруглый памятник российско-грузинской дружбе. Мозаичное панно на языке соцреализма символизирует дружбу двух советских народов.

Дружба дружбой, а единственная дорога между старшим и младшим братом до сих пор неасфальтирована.

Памятник дружбе народов на Крестовом перевале. На Крестовом перевале велись какие-то незначительные строительные работы.

Пару американских камазов возили щебень, строили новый небольшой тоннель, выравнивали дорогу.

На крутых поворотах, где джип кидало из стороны в сторону на глубоких ямах, нас умудрялись обгонять джигиты на жигулях и отчаянные водители маршруток.

После Крестового перевала дорога спустилась в долину реки Терек. С обеих сторон долины нависали сизые в вечерней дымке горы. Отсюда начинается асфальтированная трасса.

Пыльный фон заканчивается. Можно снова открыть окно и ехать с ветерком. Ещё пару деревень, и мы приедем в пункт назначения.

Мы ехали по долине, где по обе стороны возвышались горные гиганты. Боковой Кавказский хребет возвышается с восточной стороны на целых 2000 метров над долиной! Где-то наверху проходит формальная граница с Ингушетией.

За Главным Кавказским хребтом на западной стене долины начинается Южная Осетия. До того, как стать частью России, все маленькие кавказские республики — Ингушетия, Дагестан, Чечня, Осетия — были независимыми горными народами.

Между собой они различались языками (даже языковой семьёй!), верованиями, традициями. Сейчас большинство говорит на русском.

Заснеженный горный хребет в глубине кадра разделяет Грузию и Ингушетию. Наш маршрут в Казбеги пролегал целиком по Военно-Грузинской дороге.

О военном предназначении дороги напоминали руины крепостей по обе стороны долины. На отдалении от автомобильной дороги через каждых несколько километров стояла очередная крепость или сторожевая башня.

Если бы враг — османский турок — решил завоевать российский Кавказ в 19 веке, то он почти наверняка двигался бы по Военной грузинской дороге. В этом суровом для басурмана климате врага должны были остановить непогода и немногочисленные военные отряды в сторожевых бастионах.

Осетинский мафиози привёз нас в Степанцминду — населённый пункт у подножья горы Казбек. До 2007 года посёлок назывался Казбеги. Перед тем, как попрощаться, наш водитель в последний раз предпринял попытку уговорить нас поехать к нему в гости в Осетию, но мы снова вежливо отказались.

Мы попрощались, и каждый поехал своей дорогой дальше.

Гора Казбек (5033 м), церковь Троицы Гергети в лучах заходящего солнца. В деревне Степанцминда закончилось моё путешествие по Военно-грузинской дороге.

В Степанцминде мы сразу нашли жильё на ночь (простой домик с душем в гараже за доплату) и поспешили ужинать.

Вскоре после приезда в Степанцминду стемнело. Мы поужинали вкуснейшими шашлыками, выпили вина и отправились отдыхать.

Горный воздух располагал к сладкому сну.

Непутевые заметки. Грузия: по Военно-Грузинской дороге. Выпуск от 14.05.2017


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: