Вьетнам — страна тридцати трех удовольствий

Итак, маршрут по дням:

Дананг — 2 ночи

Хюэ — 1 ночь

Автобус Хюэ-Ханой — 1 ночь

Остров Катба — 2 ночи

Ханой — 2 ночи

Далат — 3 ночи

Фантхьет — 1 ночь

Хошимин — 2 ночи

Деньги

Вьетнамский донг знаменит тем, что это валюта с самым низким курсом в мире: за один доллар США дают целых 22000 донгов. Инфляция высокая — еще лет пять назад курс был в районе 17000.

В банках дают 6-7 процентов на депозиты в донгах (а в долларах — меньше 1%).

Все деньги я получал из банкоматов. Здесь есть засада — большинство банкоматов выдают максимум 2 миллиона донгов, а это меньше 100 долларов.

Если чуть поискать, можно снять три миллиона. Если очень поискать банк Military Bank (MB), то можно снять сразу 5 миллионов, но не в любом банкомате.

Язык

Вьетнамский язык я не освоил почти никак, запомнил только цифры, но это не особо критично, потому что с английским особых проблем нет. То есть, ответить на вопрос сколько стоит может даже половина бабушек, стоящих на рынке (в тех городах, через которые ходят туристические автобусы, по крайней мере).

Но и чуть в стороне в сфере обслуживания объясниться можно. На вьетнамском можно запоминать слова из меню, благо они простые и коротки: my=лапша, xao=жареный, ga=курица, luon=угорь, chao=каша, ech=лягушка, и так далее.

Жилье

Во Вьетнаме очень хорошие гостиницы по очень низким ценам. По стилю и уюту Южная Корея все-таки впереди, но цены во Вьетнаме являются главным аргументом.

Дешево настолько, что я даже не заморачивался долгим поиском гостиницы подешевле, а селился чуть ли не в первую же. Двухместные номера стоят от 7 до 10 долларов, в Хошимине навскидку подороже — заселился за 12.

Номера за такую цену — с кондиционером (кроме Далата, но там кондиционер не нужен, нужно одеяло), без него дешевле. В половине гостиниц даже был холодильник!

В отличие от Филиппин, гостиниц очень много, хотя и меньше, чем в Китае.

Вид из окна за $9: Вьетнам - страна тридцати трех удовольствий

Номер за $8, на курорте между прочим:

Транспорт

С городским транспортом во Вьетнаме плохо. По сути он есть только в Ханое и Хошимине, в остальных городах максимум пара-трйока маршрутов в пригороды.

Автобусов на улицах городов практически не видно. Маршруток типа филиппинских джипни тоже нет.

К счастью, города во Вьетнаме компактны, поэтому везде можно ходить пешком, если научиться переходить через дорогу. В Ханое и Хошимине маршруты автобусов можно строить по Google Maps.

Трафик в городах представлен в основном мотоциклами, которые на светофорах не останавливаются. На самом деле, перейти улицу, по которой едут мотоциклы, не так уж сложно и опасно.

Они едут медленно и обладают высокой маневренностью, если сам идешь медленно, тебя объедут. Опаснее в Ханое, где больше машин, которые я старался всегда пропускать, потому что столкнуться с машиной гораздо хуже, чем с мотоциклом, и объехать автомобилисту тоже труднее.

Самая жесть — Хошимин, там в некоторых местах поток мотоциклов идет сплошняком, так что от греха подальше лучше обойти кругом перекресток.

В городах есть такси, оно стоит недорого, примерно 11-15 тысяч донгов за километр. Но и на такси ездить особо некуда.

Это связано с тем, что во Вьетнаме необычная система междугороднего транспорта, которая избавляет от необходимости посещать вокзалы.

Вообще в каждом городе есть автовокзал и во многих также железнодорожный, но понять, где они находятся, очень сложно. Я честно пытался выяснить, где автовокзал в Хюэ, откуда вроде бы ходят автобусы фирмы Hoang Long в Ханой и Хайфон, на которые можно купить билеты в интернете.

Но Гугл мне в этом никак не помог. В общем, если вы попытаетесь ездить по Вьетнаму, как привыкли в Европе или Китае, то вас ждет фиаско и трэш уровня Филиппин.

Поэтому нужно поступать не так. Заходим в турагентство и просим продать билет в город Х. Турагент куда-то звонит, после чего выписывает от руки бумажку с текстом типа Хюэ-Ханой, завтра в 15-00, два человека.

На следующий день нужно либо подойти к этому турагентству (а оно скорее всего рядом с вашей гостиницей), либо прямо к вашей гостинице подъедет микроавтобус, который подвезет куда надо. Кажется, что вот-вот тебя обманут, должен же быть билет, а не филькина грамота даже без имени и номера места, но тем не менее, система реально работает!

Как будто ты в пакетном туре, где автобус подъезжает за тобой и везет, куда надо. Такая система стала возможна потому, что Вьетнам узкий и длинный, поэтому по сути все автобусы идут по одному маршруту из Ханоя в Хошимин, останавливаясь во всех интересных городах по пути.

Касательно цен, я так и не изучил толком, как работают обычные нетуристические автобусы, и какие у них цены, но многие факты говорят, что проезд на туристическом автобусе если и дороже, то незначительно, максимум процентов на 20, что во вьетнамских реалиях равняется 1-2 долларам, которые можно и переплатить за удобство (а если нужно купить билет заранее, то поездка на автовокзал обойдется в те же 1-2 доллара). Например, сайт фирмы Hoang long предлагает купить билет из Хюэ в Хайфон за 440000 донгов (автобус все равно скорее всего делает крюк через Ханой).

В турагентстве в Хюэ билет до Ханоя стоил всего 220000, билет Ханой-Хайфон на тот же Hoang Long — еще 70000. При этом комфорт спального автобуса, на котором я ехал (на нем было написано Queen Cafe) был гораздо выше, чем спального автобуса Hoang Long, в котором меганеудобные кровати с неподнимающимися спинками.

Для сравнения, на поезде билет из Хюэ в Ханой будет стоит более 300000 донгов в самом низшем классе с жесткими деревянными лавками в духоте без кондиционера. В спальном вагоне уже ближе к миллиону.

Вообще поезда во Вьетнаме довольно бесполезны, они ходят реже, чем автобусы, а стоят дороже (кроме самого низшего класса). Тем не менее, один раз я прокатился из Дананга в Хюэ.

Это было дешевле автобуса (40 тысяч против 70) но выбора не было особо, потому что в Дананге я не нашел турагентств, а автовокзал далеко, тогда как вокзал в центре города. Поезд опоздал на час. В вагоне хотя бы было не тесно, свободных мест много.

Интересно, что многочисленные онлайн-турагентства продают билеты на поезда с наценкой долларов в 10, так Дананг-Хюэ у них стоит от $12 при реальной цене в $2, а вот на дальние расстояния разница остается в те же $10.

Еще во Вьетнаме дешевые внутренние перелеты. Поскольку я прилетел в Дананг, находящийся посередине Вьетнама, то автобусом мне пришлось бы в какой-то момент ехать через всю страну больше суток. Самолетом из Ханоя на юг (в Далат или Хошимин) стоит в районе 50-60 долларов.

Из Хошимина по югу (Далат, Нячанг, Фукуок) в среднем 20 долларов за билет. Багаж дополнительно $6.

В Дананге впервые от аэропорта до гостиницы я дошел пешком (в Биаррице и Эйлате тоже аэропорт в центре города, но туда я не летал). В Ханое из центра ходит маршрутка за 40000 донгов, в Далате из аэропорта стоит столько же, но народу было мало, вместо автобуса всех пассажиров рассадили в такси.

Цены на проезд

Дананг — Хойан, автобус, 20000

Дананг — Хюэ, поезд сидячий, 41000

Хюэ — Ханой, автобус спальный, 220000

Ханой — Хайфон, автобус, 70000

Хайфон — остров Катба, автобус + паром + автобус, 150000

Катба — Ханой, комбо-билет обратно, 250000

Ханой — Далат, самолет, $52

Далат — Фантхьет (Муйне), автобус, 120000

Фантхьет — Хошимин, автобус, 180000

автобус по Ханою — 7000

Еда

О, это просто праздник. После Китая у меня такого праздника не было: в Корее все-таки дороговато, нужно выбирать с умом, на Филиппинах еда невкусная, на Тайване я немного отъелся, но там тоже нужен глаз да глаз, в Гонконге дорого, а Вьетнам это ништяк.

Еды полно, готовят вкусно, стоит дешево.

Базовые блюда это старая добрая лапша (my, pho) или рис (com). Pho (фо) это вьетнамское фирменное блюдо, в самых дешевых заведениях могут готовить только его тысяч за 25-30 (менее $1.5).

Во Вьетнаме реально умеют обращаться со специями (привет филиппинцам, которые даже соль не добавляют), поэтому обычная жареная лапша (my xao) очень-очень вкусная. Лапша и рис стоят в пределах 25-35 тысяч.

Еще есть вьетнамская каша chao, она тоже с мясом.

Если поднять бюджет до, смешно сказать, трех долларов за блюдо, то вам становится доступен практически неограниченный диапазон блюд: креветки, мидии, жареные лягушки, мясо крокодила. На форуме Винского многие пишут, что во Вьетнаме нужен бюджет 100 долларов в день, не считая гостиницы.

Я долго думал, как можно умудриться столько потратить, ну ведь 30 порций креветок по $3 вряд ли кто-то физически сможет съесть. Видимо, нужно пустить в ход тяжелую артиллерию: взять жареную кобру за $40 и шлифануть ее лобстерами.

И так каждый день.

Два доллара, Карл!

В Ханое и Хошимине с питанием как-то похуже, дешевых заведений в основном районе с гостиницами маловато, а далеко ходить там физически неприятно, слишком много мотоциклов. Собак хотел попробовать в Ханое, но не нашел, где.

Видел только в продаже сырое мясо, а ресторанов в центре обнаружено не было.

От французов вьетнамцы переняли любовь к багетам. Если в других азиатских странах хлеб есть только в местных Азбуках вкуса, то во Вьетнаме он продается на каждом шагу.

Маленький багет стоит 3 тысячи, большой — 7 тысяч, а за 10-20 тысяч можно сделать мини-багет с мясом и овощами, этакий вьетнамский кебаб. Обед из пяти блюд с напитками за $12

Фрукты продаются на рынке. Опытным путем выяснены примерно такие минимальные цены, хотя никакой гарантии, что это абсолютный минимум:

Питайя — 10 тысяч за кило

Авокадо — 10 тысяч за кило

Персик — 35 тысяч за кило

Гранат — 30 тысяч за кило

Дуриан — 20 тысяч за кило

Клубника — 50 тысяч за кило

Рамбутан — 30 тысяч за кило

Виноград — 30 тысяч за кило

Слива — 30 тысяч за кило

Мангостан — 40 тысяч за кило

Момодрика — 30 тысяч за кило

Карамбола — 30 тысяч за кило

В любом кафе можно купить фруктовые шейки и смузи, от 15 тысяч до 25 в зависимости от фрукты. Вообще заведения класса кафе во Вьетнаме в отличие от России не отличаются необоснованно завышенными ценами, можно зайти в любое выпить кофе или смузи, спастись от жары.

Разве что Старбакс в Хошимине подороже будет.

Интернет

Мобильный интернет дешевый и довольно быстрый. Есть несколько операторов, тарифы у них примерно одинаковые.

Я купил SIM-карту Mobifone, потому что первым наткнулся именно на их офис. Вообще офисов не очень много, SIM-карты в основном продаются в ларьках без всякой регистрации, хотя формально паспорт нужен.

SIM-карта Mobifone стоит 50000 донгов, а пакет 600 мегабайт на месяц стоит 70000. Итого в сумме я потратил меньше $6. При этом после того, как 600 мегабайт закончились, интернет у меня не отключился, а просто стал медленнее (картинки медленно грузятся, но в остальном терпимо).

Проблем с покрытием у меня не было, даже на трассе почти все время ловится 3G, хотя я читал, что для путешествия по вьетнамской глуши лучше оператор Viettel, у которого покрытие повсеместно.

Wi-fi есть во всех гостиницах, качество где-то приемлемое для серфинга и работы, где-то просто отличное. Никакого раздражения или неприятностей, связанных с качеством связи, во Вьетнаме у меня не было.

Развлечения

Музеи в Хойане — 120000 донгов ($6)

Запретный город в Хюэ — 150000 ($7)

Однодневная экскурсия по бухте Халонг с острова Катба — $18

Безумный дом в Далате — 40000

Дельту Меконга и партизанские тоннели возле Сайгона я отложил на другой раз.

Безопасность и жульничество

Начитавшись негативных отзывов, я старался вести себя осторожно. Например, я разменивал крупные купюры по 500 тысяч, покупая мороженое за 3 тысячи в KFC, чтобы на любом рынке я всегда мог дать деньги без сдачи.

Но в итоге я так и не нашел, где же тут так нагло кидают и обманывают, чтобы ободрать до нитки.

Меню для иностранцев? Один раз правда видел такое, там цены были процентов на 30 выше, но там же на стене висело обычное меню на вьетнамском, я туда показал. Больше ни в одном общепите лишнего с меня не взяли, сдачу всегда давали.

Есть, конечно, неприятность, что много где не висит меню с ценами, их можно только спросить, но где-то они висят, поэтому я прекрасно знаю, что суп фо стоит 25-30 тысяч донгов. Если он стоит 50-60, то это уже более пафосное заведение, а более дорогих я не видел.

На рынках можно и торговаться. Например, цену на килограмм фруктов можно сбить с 40 тысяч до 30. Может даже реальная цена 25 или 20, но это все-таки не в 10 раз завышение.

Хотя я в этом сомневаюсь: во-первых, в магазинах с ценниками или даже на развалах с ценами, написанными на картонке, цены были такие же или даже выше; во-вторых, все продавцы называли одинаковую цену, если бы они нагло обманывали иностранцев, то цена была бы у разных людей разная в зависимости от степени жадности.

В гостиницах никаких проблем, я расслабился и даже чеков не требовал. Некоторые, оказывается, почему-то платят в гостинице при выселении сразу за все дни, хотя я, побывав в сотнях гостиниц по всему миру, с таким сталкивался только пару раз, но это было в Европе, где я так и так оставлял номер своей кредитной карты через booking.com.

По-моему, платить при выезде это все равно что договариваться с таксистом о цене при выходе. Кстати, единственный раз, когда я ехал на такси во Вьетнаме, водитель довольно легко согласился использовать счетчик (помнится, в Индонезии с этим было хуже), а так там и некуда особо на такси-то ездить.

Про приставучесть вообще странная претензия. Ну да, когда идешь по улице, часто предлагают мотобайк, но это для меня как белый шум, я не обращаю внимания, потому что мотобайк мне не нужен. Если сказать No, они сразу молча едут дальше.

Кому это кажется наглостью, приглашаются проехаться в Петру, где такой человек с мотобайком шел бы за вами минут 10 минимум.

Итоги

За 15 дней расходы составили 656 долларов, около $43.5 в день. Из них почти 40% это проезд, так что если не пытаться проехать через всю страну за две недели, то во Вьетнаме легко вписаться в бюджет $30 в день на двоих, ни в чем себе не отказывая.

Получается, Вьетнам — самая дешевая страна из всех, где я был.

Я приезжал во Вьетнам с опаской, рассчитывая в случае чего стиснуть зубы, за две недели посмотреть все достопримечательности и уехать. Но уже где-то на середине пути стало ясно, что сюда хочется вернуться. Комфортно, вкусно, дешево, вежливо, что еще нужно?

Вернуться можно не раньше, чем через месяц, и я прикинул, что удобнее всего в октябре. Тогда я смогу съездить на пару дней на экскурсию по дельте Меконга, посмотреть второй вьетнамский курорт — Нячанг, и недельку провести в самом лучшем городе Вьетнама — Далате.

Вьетнам факты о стране. Вьетнам о стране для туристов. С какими странами граничит Вьетнам.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: