Святыни иерусалима. на могиле богородицы

Святыни иерусалима. на могиле богородицы

Справа от церкви — принадлежащая греческим ортодоксам постройка с ещё одной звонницей. Весь комплекс очень хитро поделён между греческой православной и армяно-григорианской церковью.

На армянской территории здесь есть клочки греческой, а на греческой — островки армянской. Самые важные религиозные святыни делятся чуть ли не по сантиметрам.

Паломники этих границ не видят, но местное духовенство прекрасно осведомлено, что 20 см отсюда — под нашей юрисдикцией, а 30 оттуда — это уже чужая территория. Следует упомянуть, что в церкви есть ещё и коптский, и сиро-яковитский престолы, а также выделено место для мусульман — которые хоть и не признают Иисуса сыном божьим, но почитают его пророком.

В Святой земле подобное деление, когда храм походит на коммунальную квартиру — вещь достаточно обычная.

Подойдя к храму, несведующий человек с удивлением обнаруживает, что то, что он полагал церковным строением, на самом деле — павильон над широкой лестницей, начинающейся сразу же за дверями. В момент своей постройки павильон располагался на ровном месте и был виден издалека, но за без малого 9 столетий вокруг наросло несколько метров культурного слоя.

Справа и слева от спуска есть две большие ниши. В правой (см. фото) находится придел родителей девы Марии — Иоакима и Анны, а в левой — её обручника (т.е. мужа) Иосифа.

В правом приделе также похоронена Иерусалимская королева Мелисанда, восстановившая этот храм в 1161 году.

Павильон над лестницей

Ниши у спуска

В правой нише

Престол с иконами

Стенка саркофага

В самом низу справа стоит маленький, размером с ванную в хрущёвской пятиэтажке, склеп. В него, склонившись, заходят через низенький проём.

Над огороженным стеклом каменным саркофагом (занимающим половину кувуклии) установлена закрепленная в стене, словно полка, каменная плита — это главный престол храма. В щель между саркофагом и престолом за стеклом хорошо виден неровный песчаник — это ложе, на котором лежало тело Богородицы.

На фотографии: внизу — стенка саркофага, вверху — престол с иконами и свечами. А светлая полоса между ними — это окно, через которое можно заглянуть в подсвеченный изнутри лампой саркофаг.

Даже стекло не мешает паломникам просовывать в саркофаг свои записки.

Записки от паломников

Престол над ложем

Выход из кувуклии

Очередь паломников

Это крупным планом престол над ложем.

А это выход из кувуклии, расположенный слева от входа. Заходя, люди упираются в правую часть каменного гроба, делают несколько шагов вдоль него влево — и выходят через другой низенький проём с северной стороны.

С противоположной, южной, стороны кувуклии молятся мусульмане.

Очередь паломников к Иерусалимской иконе Божией Матери.

Ещё один престол церкви. Принадлежит сиро-яковитской церкви.

Первое, что бросается в глаза при входе в храм — обилие лампад. Они развешаны повсюду.

Сотни лампад свисают с потолка гроздьями и гирляндами.

Еще престол

Обилие лампад

Коптский престол

А это, если я не ошибаюсь, коптский престол. Копты — это египетские христиане, окормляемые Александрийским патриархатом.

Когда через три дня после похорон опоздавший на них Фома попросил открыть гроб, чтобы проститься с матерью своего учителя — гроб оказался пустым — к этому времени она уже вознеслась на небо. Поэтому не спрашивайте меня, а где же тело.

Могила Богоматери, 2013г. Иерусалим.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: