По дорогам украины ездит 2 млн авто на иностранных номерах
В Украине автомобиль остается предметом роскоши, а не средством передвижения.
Подержанные иномарки из Европы в стране по-прежнему в спросе. Однако за регистрацию старого авто украинцам придется выложить сумму в два раза больше его стоимости.
Несогласные водители ищут лазейки в законе и устраивают митинги с перекрытыми трассами и горящими шинами.
Анна Панащук, корреспондент:
— Для украинских водителей, которым внутренний авторынок не по карману, пригнать подержанное авто из Европы, казалось бы, неплохой вариант. Но тут они сталкиваются со страшным словом «растаможка».
Именно эта процедура, а точнее ее стоимость, для многих становится камнем преткновения на пути к осуществлению мечты – покупки автомобиля.
В то время как в европейских странах зарегистрировать пригнанное авто стоит от 50 до нескольких сотен долларов, в Украине такая процедура обходится в несколько тысяч. Поэтому на дорогах страны всё чаще можно встретить автомобили на иностранных номерах, за рулем которых – украинцы.
Так водители стараются избежать растаможки.
Александр Зелинский, водитель:
— Там возьми за две, за растаможку закинь шесть – это абсурд. 8-9 тысяч евро потратить для того, чтобы легализировать ее здесь. В Европе это нормальное явление – каждый может позволить себе, исходя из своего финансового состояния, даже с той же зарплаты он может себе купить какую-то, но более-менее нормальную машину.
Здесь, к сожалению, до смерти можно зарабатывать на автомобиль.
В большинстве случаев авто на иностранных номерах закон определяет как транзитное. Украинцу за рулем такого можно находиться неделю, а нерезиденту страны – год.
В связи с этим самая популярная схема легально ездить на авто на иностранных номерах – оформить его на жителя другой страны. Правда, есть риск через год, когда понадобится переоформление, не найти этого человека.
Еще один способ – зарегистрировать машину на иностранную фирму. Хотя такие хитрости и не выходят за рамки правового поля, решением проблемы быть не могут, говорят в налоговой службе.
Роман Насиров, председатель Государственной фискальной службы:
— Транзит – это транзит, а не способ завоза и езды на автомобиле по территории страны, чтобы потом быстро выехать и опять заехать в режиме транзита. Если у определенных людей есть желание изменить закон – разрешить использование автомобилей на иностранных номерах, есть цивилизованные способы это сделать.
Несколько законопроектов, призванных урегулировать вопрос с иномарками, находятся на рассмотрении депутатов. Одна из популярных идей – растаможка в рассрочку.
Олег Ярошевич, председатель ОО «АвтоЕвроСила»:
— Мы предложили оплату за пользование транспортными коридорами на территории Украины. Ежегодно человек должен будет заплатить 0,2% от общей стоимости таможенных платежей.
То есть, грубо говоря, это растаможка автомобиля в рассрочку, где-то приблизительно на 30 лет.
Сколько на сегодняшний день по дорогам Украины ездит автомобилей на иностранных номерах – точно неизвестно. Чиновники называют цифру 60 тысяч, эксперты – 2 миллиона.
В любом случае пока не урегулирован статус таких авто, государственный бюджет остается обделенным.
Авторы: Анна Панащук, Михаил Мищенко.