Орчха

В Орчху мы ехали из Гвалиора. Орчха

по пути заехали перекусить в индийский Макдональдс — дети (они уже взрослые, но все равно — дети) сказали, что хотят experience. Опыт действительно интересный.

Меня еще в первой поездке предупреждали, что местный Макдональдс адаптирован к местным вкусам и острый, рассчитывать на привычную еду — не стоит. Оказалось, в целом там большинство гамбургеров в двойном варианте: просто и карри.

Те, которые просто по индийским меркам — без специй, а по нашим, конечно, острые, но приемлемые. А вот филе-о-фиш — практически оригинальный, без специй совсем.

Но главный сюрприз — все котлеты не мясные, а куриные. Биг мак с куриной котлетой произвел на детей впечатление.

Транспортировка грузов на мотоциклах в Индии меня всегда впечатляла. Едут такие обвешанные бидонами и узлами мини-грузовики.

Особенно интересно, что так же перевозят и газовые баллоны, и не парит их безопасность.

Проезжаем через местную деревню. Улицы, рынок с роскошным рыбным прилавком и курами…

Окресный пейзаж

Это все — топливо. Лепешки из навоза, на переднем плане — один из основных видов топлива для приготовления пищи, в деревнях, в городах пользуются газом. Второй вид — брикеты из травы, которая сушится на заднем плане.

ЕЕ потом измельчают и с чем-то смешивают, тоже получаются брикеты.

Из Гвалиора в Джанси дорогу расширяют, будет две полосы в каждую сторону с разделительным барьером, так что местами это две дороги рядом — одна из которых есть сейчас. Это — мост, второй — строится.

Отель в Орчхе — Betwa Retreat состоит из отдельных домиков с просторными номерами. Правда, из-за этого WiFi добивает не до всех номеров.

И в январе было довольно прохладно, но в другое время это будет, наоборот — достоинством. Зато в номерах был тепловентилятор, в отличие от других отелей — правда. древний и довольно шумный.

В номере стоял довольно аутентичный старый шкаф.

Территория — большая, поднимается в гору.

На горе — старый храм.

Стены домиков расписаны рисунками, которые мне лично напомнили мультики Сааканца, такие как Ух ты, говорящая рыба. Кстати, если не смотрели — посмотрите обязательно.

Ресторан тоже внутри украшен такими рисунками.

После завтрака нас ждут дворцы и храмы, но до них еще нужно добраться. На этом фото я снимал не плакат, а стоящую под ним передвижную пропагандистскую установку. Они встречаются несколько раз в день, и иногда вещают что-то на религиозные темы, хотя чаще просто стоят и молчат, ждут своего часа 🙂

Дворцы расположены в крепости и к ним ведет мост. Вообще Орчха построена на берегу реки Бетвы. Река — большая, одна из больших рек Индии. Собственно, поэтому в начале 16 века один из местных князей (гид называл его королем, как и английская вики) и перенес сюда столицу.

Он решил, что на берегу большой реки — лучше. Но сама река — она дальше. а здесь просто то ли ров, то ли протока. отделяющая форт от остального города.

Арка ворот форта. Утыканные острыми шипами створки ворот тоже сохранились и, возможно, даже закрываются. Шипы — они против слонов, которые были типичным средством осады и сноса ворот в средневековых войнах Индии.

Орчха, кстати, успешно оборону держала, она была одним из немногих княжеств, в которых во время империи Моголов и позднее, при Maratha сохранилась индусская династия.

Входим внутрь.

Первое строение — открытый зал под сводами на колоннах.

На торцах сохранились фрески. Все фрески — истории индусских богов, гид их читал и эти истории рассказывал, но я — не запомнил.

Потолки тоже были расписаны.

Колонны делят пространство на несколько проходов.

Идем дальше. Первый из дворцов, самый старый в форте, начала 17 века. И это — не самый старый королевский дворец в Орчхе.

В самом старом сейчас храм Рамы. Произошло это так. Король и королева спорили о том, кого из богов следует больше почитать.

Королеве нравился Рама, а королю — Вишну. Спор был серьезным, никто не хотел уступить, и король свою королеву выгнал со словами нельзя, чтобы ты не признавала мое главенство, потому что тогда меня не будут слушаться подданные.

Королева удалилась куда-то в монастырь или храм Рамы, в другом месте — и Рама там к ней явился в образе мальчика. Сказал, что оценил такую верность и вообще будет с ней. До короля это дошло, он жену простил. Но дворец пришлось отдать под храм Рамы, потому как королева — обещала.

Так что пришлось строить новый дворец.

Территория дворца — пуста, но в каждом из дворцов стоит действующая часовенка одного из богов.

Большой зал со сводчатым потолком.

внутренний двор и очаровательные щенки.

Наклонное окно. Раньше в нем были установлены зеркала и оно работало как перископ.

Залы с фресками. На них история воплощений бога Вишну. Первая фотка поста — тоже из этого зала.

Сказочные звери.

роскошный слон, похожий на произведение современного авангардиста.

И старый узор над входом в святилище.

снова внутренний двор. По узенькой лестнице поднимаемся на второй этаж.

Вид сверху на двор.

И наружу, на окрестности. Из стен дворца торчат балки, где-то между ними есть плиты.

Похоже игру Принц Персии (вроде) — по ним пробегаешь, а они обваливаются.

Еще один зал с фресками на сводах.

Поднимаемся на следующий этаж. Снова — вид на двор, и наружу.

Здесь сохранились красивые орнаменты.

Внизу — мост, через который мы входили в форт.

Видны купола соседнего дворца.

Обезьянка.

Спускаемся и идем в следующий дворец, по пути — пасутся коровы.

А это — спит мама тех замечательных щенков, которые были на входе во дворец. Один — лежит рядом.

Предыдущий пост был про дворец Радж Махал, старый дворец, в котором сохранились средневековые фрески 16 века. А в этом речь пойдет про дворец Джехангир Махал, построенный в 17 веке специально к визиту императора Джехангира и про старый дворец, в котором ныне храм Рамы.

Надо отметить, что императоров принимали куда роскошнее, чем сейчас, а планирование было весьма на уровне — если могли построить к их приезду целый дворец. Правда, фресок и внутреннего убранства в нем не сохранилось.

Зато сохранилась красивая легенда про девушку-поэтессу, которую Джехангир увидел и захотел, а она его послала. Но вежливо, сказав, что именно сейчас никак не может, потому что ждет ребенка от местного короля.

Джехангир настаивать не стал. А вот король обиделся на такой обман, потому что она не только не ждала ребенка, но и вообще не была его любовницей, и призвал к ответу.

Но она его как-то уболтала, объяснила свое поведение настолько, что он, проникшись, построил для нее небольшую виллу, где она могла жить в одиночестве.

А еще сейчас во дворце живет роскошное и большое семейство обезьян, которые невозмутимо позируют туристов и, я бы даже сказал, принимают их как гостей, приехавших для их, обезьян, развлечения.

Общий вид дворца у меня куда-то убежал с фотографий. Есть только внутренний двор.

Своды с лотосом и алмазными гранями.

Ворота в покои. Сохранилось резное оформление.

Длинная вереница птиц на наличнике.

Чаша фонтана.

Дыра, уходящая глубоко в подвалы.

Купол над дворцом.

Потолок оформлен мраморными вставками.

Еще фрагмент резьбы. Слон с тигром и другие сцены с животными.

А здесь — растительный орнамент.

Ворота дворца, выходящие на другую сторону.

Украшены замечательным слоном.

Высоко вверху, под карнизом, сохранились фрагменты росписей.

Вид на окрестности.

А это — наоборот, на фасад дворца снизу.

Этот большой зал вдали — для погонщиков верблюдов. Сами верблюды располагались еще дальше.

А это — не очень понятное сооружение.

Взгляд на окрестности.

Это — дворец, подаренный той самой девушке-поэтессе, отказавшейся стать любовницей императора…

Идем назад, поднимаемся наверх дворца. Вид на соседние дворцы сверху.

Кстати, во дворце справа на последнем снимке сделан отель, так что можно почувствовать себя если не королем, то его гостем.

Попугайчики как воробьи. Первый раз такое увидел. Стайки были, но на деревьях, а тут — на дороге.

Жалкие остатки фресок…

Вид на окрестности в дымке. Увы, день был довольно туманным.

Вообще январь — сезон туманов и, говорят, бывает столь плотный молочный туман, что не видно на расстоянии вытянутой руки и даже поезда едут 40-50 вместо запланированных 90 и опаздывают…

Внешняя стена когда-то была голубой, а теперь из нее растут деревца…

Внутренний двор.

Большой купол, внутри — похоже христианский на храм.

Снаружи украшен нишами с такими резными отверстиями, и кажется, что это были оклады икон.

На другой стороне видим обезьян, которых активно фотографируют туристы.

И идем туда. По пути — проходим еще один зал с куполом и любуемся окрестностями.

Обезьяны расположились большой группой. Одни — сидят парами, другие — общаются между собой. Есть несколько маленьких.

Насмотревшись на обезьян, идем дальше. Галерея с будками для стражи наверху.

Резная решетка в ней, через которую можно выглянуть наружу.

А здесь решетка обрушилась и можно свободно посмотреть.

Эти слоники подпирают фасад крыши.

Спускаемся вниз. В этом дворце тоже есть маленькая действующая часовня.

Могучие деревья растут прямо из камня.

Внизу решаем прогуляться к дворцу девушки-поэтессы. Надо сказать, что вблизи он оказывается совсем не маленьким, это сверху казался скромным.

И тут у меня кончилась батарея в фотике. Правда, мы уже почти все посмотрели. И остался телефон.

Выходим на мост за пределы форта. Пока мы ходили, туман рассеялся и река сверкает яркими красками.

Мы идем по улицам к храму Рамы. Вокруг кипит жизнь.

Храм был перестроен из королевского дворца. Эту историю я рассказывал в прошлом посте: король ссорился со своей королевой из-за главного бога, король почитал больше Вишну, а королева — Раму.

Поссорились вплоть до того, что он ее выгнал и она удалилась куда-то в монастырь, сказав, что это воспринимает как испытание, она будет жить с богом. И Рама ее оценил, пришел в образе мальчика. А король, видя это — тоже сменил отношения.

Но из-за сказанных слов и обетов пришлось переделать дворец в храм, а для жилья построить новый. К сожалению, внутри фотографировать нельзя. Там живописно, но планировка и обстановка — совершенно не типичная для храма, именно благодаря такой переделке.

Так что здесь фото наружного фасада.

Идем обратно к нашему автобусу. Жаль уезжать, но времени много, а нам предстоит длинный путь в Кхаджурахо.

Итальянский ресторан в индии.

Мост и виды вокруг.

По пути переезжаем реку Бетву, на которой и была построена Орчха.

VTS_01_1.VOB Индия Орчха. Джахангири-Махал 16-17 века.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: