Литература и философия греции

Литература и философия греции

Эллинская словесность начиналась с длинных эпических поэм с отчетами о войнах и приключениях, по ходу которых складывались взаимоотношения между древними греками и их богами. А трагедии и комедии, исторические сочинения и философские диалоги 5 и 4 вв. до н. э. составили основание западной литературной культуры.

Наше представление о древнегреческой жизни и античном мире почерпнуто во многом из той же древнегреческой литературы. Конкретные памятники лучше всего изучать по «Путеводителю по Греции» римского периода.

Павсаний написал его для римских туристов.

Гесиод с девятью музами, вдохновлявшими поэта

Эпос.

Не позднее 2-го тысячелетия до н. э., еще до сооружения микенских дворцов, поэты декламировали повести о греческих героях. Поэмы (рапсодии — песни) этих сказителей-рапсодов» не записывались, но передавались из поколения в поколение, и каждый рассказчик менял, дополнял и украшал повествование по своему разумению.

Устное творчество достигло вершины в сочиненных ок. 700 лет до н. э. в «Илиаде» и «Одиссее». Обе поэмы приписываются Гомеру, о жизни которого достоверных сведений не сохранилось.

Гесиод (жил ок. 700 г. до н. э.) написал поэму «Теогония» — историю происхождения богов, и «Труды и дни» — о том, как жить достойно.

Принято думать, что Гесиод, в отличие от Гомера, записывал свои сочинения, но надежных подтверждений у этой теории нет.

Лирика.

Для частных нужд и для развлечения на любимых греками пирушках симпозиумах вырабатывались короткие поэтические жанры. Стихотворения часто бывали страстными, выражали любовь или ненависть, говорили о конкретных лицах и о политике.

Творчество таких авторов, как Архилох, Алкей, Алкман, Гиппонакс и даже поэтессы Сапфо, мы знаем лишь по цитатам позднейших писателей и по сохранившимся обрывкам папируса, хранившегося в чьей-то личной библиотеке в Египте эллинистического или римского времени. Но и эти отрывки позволяют заглянуть в жизнь элитарной среды.

А так как симпозиум считался занятием мужским, в подобных сочинениях нередки отчетливые ноты антипатии к женщине. Жившая на Лесбосе Сапфо выбивается из общего тона: она показывает, каково тягаться с мужчинами на литературном поприще в обществе, где мужчины господствуют неоспоримо; а еще она ярко живописует страстные чувства, испытываемые ею к другим женщинам, и прославляет глубину женских чувств.

История.

До 5 в. до н. э. проза в греческой литературе встречалась редко, даже философия поначалу излагалась стихами. Но на исходе 5 в. до н. э. утвердилась новая манера составления пространных исторических трактатов о давних или свежих событиях, и начало этой традиции положил отчет Геродота о великой войне между Грецией и Персией (490-479 гг. до н. э.).

Геродот, получивший почетный титул «Отец истории», поместил описание войны греков с персами в контексте с этнографическим обзором обширной Персидской империи. Фукидид, рассматривая многолетнюю Пелопонесскую войну между Афинами и Спартой (431-404 гг. до н. э.), сосредоточился на политической истории, стремясь отыскать «истину», скрывающуюся за превратностями войны.

Греческие историки в дальнейшем охотнее восприняли методику Фукидида, хотя мало кого из них можно сравнить с ним по проницательности и знанию человеческой природы.

Риторика.

Публичным спорам придавалось большое значение в греческой политической жизни еще в архаичную эпоху. Во второй половине 5 в. до н. э. приемы убедительного построения речей уже изучались как вполне самостоятельный предмет. В это время ораторы начинают публиковать свои речи.

Мотивом было стремление разрекламировать свое умение составлять речи для судебных процессов; этим искусством славились Лисий и Демосфен. На красноречии афинского политика 4 в. до н. э. Демосфена, проявившемся в его подкрепленных вескими доводами нападках на Филиппа Македонского, позднейшие римские политики учились одолевать своих оппонентов.

То же и в Европе: как только в 18 в. там возродился интерес к классической античности, сразу Демосфен стал достойным подражания образцом популярного политика.

Оратор Демосфен, статуэтка из Стаффордшира, 1790 г.

Драма.

Почти все дошедшие до нас трагедии — это творение рук троих величайших афинян, живших в 5-м в. до н. э. — Эсхила, Софокла и Эврипида. У двух последних заметен интерес к психологии личности (как в «Медее» Эврипида).

Комедии 5 в. изобилуют злободневными темами и скабрезными остротами, но «новая» комедия, возникшая в 4 в. до н. э. — это уже комедия положений с участием характерных персонажей.

Актеры в сценических костюмах. Роспись на вазе ок. 370 г. до н. э.

Античная философия. Лекция 1/14. Возникновение философии у греков.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: