Крым говорит по-русски

Крым говорит по-русски

Проще приручить

Крымских татар с их митингами и самозахватом земель ялтинские власти постепенно втянули в курортное дело. Схватки с милицией в прошлом. Сейчас с татарами проще всего встретиться на плато горы Ай-Петри.

Вокруг верхней станции канатной дороги с самым длинным безопорным пролетом в Европе сгруппировались десятки, если не сотни, сувенирных лавок. В них безделушки соседствуют с весьма практичными вещами.

Шкуры из овчины, жаркие даже на вид шапки, тапки, жилетки, носки… Можно приобрести раритеты времен Великой Отечественной — немецкие марки, нашивки, портсигары и солдатские подсумки.

Новодел соседствует с «копаниной». Можно обрядиться в форму советского офицера или солдата вермахта и сняться в интерьере — немецкий лимузин, автоматы и каски.

Рядом ресторанчики с мудреными названиями вроде «Седьмое небо Давыдова» заманивают национальной татарской кухней — лагман, манты. Следующий рубеж, который преодолевают туристы, — четвероногие транспортные услуги.

Верблюды, лошади, ослы. Назойливые владельцы предлагают прогулку верхом хоть на край света. Ну или до ближайшей пещеры.

В Крыму пещер сотни, но только несколько обустроено для посещений. Такова пещера Трехглазка, или, как ее еще называют, Воронцовская.

Отсюда в графский дворец круглый год доставляли лед. Озябшая девушка-экскурсовод курит у начала спуска, кутаясь в дубленку.

Температура внизу всего полградуса по Цельсию. Задача экскурсовода — «спускать» в пещеру группы туристов на глубину 38 метров по осклизлым перекладинам лестниц.

И, рассказывая о пещерной жизни, следить, чтобы дамы и господа не оставляли традиционную наскальную живопись «Здесь был…». А маленький кусочек льда прихватить наверх все же можно. Этого добра здесь навалом — ледяная, кристально чистая пробка имеет толщину 17 метров.

Один из коллег свой кусочек потом съел. Туристы после возвращения на свет божий долго и тяжко дышат. По легенде, спуск в Трехглазку омолаживает.

Отдышавшись, верю!

К слову, ялтинский мэр Сергей Брайко в этой пещере встречал Новый год. Как положено — с елкой и шампанским.

Больше всех досталось тогда Деду Морозу — немолодому, с избыточным весом дедушке.

Но Крым — не только море. Чтобы подтянуть курорт до круглогодичного уровня, нужно идти вверх, строить горнолыжные трассы, подъемники, отели на плато.

Киев тем временем исподволь вставляет крымчанам палки в колеса, подталкивая их вчитываться в российскую программу возвращения соотечественников. Так, Ай-Петри — территория республиканского горно-лесного заповедника.

И документы с планами развития прочно застряли в администрации президента Украины.

Дорогая дорога

В Крыму все кто может потихоньку делают себе гражданство РФ. Даже дети местного бомонда. Все уверены, что наша вертикаль власти лучше киевского бардака.

Как утверждают таксисты-всезнайки, «это еще лет на 10!».

Мэр Большой Ялты Сергей Брайко тоже не скрывает своих российских корней: «Я сибиряк!» Но еще больше — патриот Крыма. Своей задачей он видит наполнение Ялты отдыхающими россиянами.

А то последнее время по набережным все больше фланируют немцы, англичане и туристы из государств Азии. Сейчас запускают регулярный морской пассажирский маршрут Ялта — Новороссийск.

Скоростной российский «Катран», наследник знаменитых «Комет», преодолевает расстояние между городами за 6 часов. Билет в эконом-классе обойдется приблизительно в 4 тыс. руб. Накладно…

Из-за этого и дело идет трудно — гонять по морю прожорливые суда полупустыми крайне обременительно.

В мечтах Брайко — возродить старый советский маршрут Ялта — Новороссийск — Сочи — Сухуми — Батуми. Но тут уже без высших политических решений не разобраться.

Наверное, в 1945 г. на Ялтинской конференции в Ливадийском дворце Сталину, Рузвельту и Черчиллю было проще договориться о будущем мироустройстве.

Когда-то, в советские времена, Ялта за сезон переваривала 4,5 млн. отдыхающих. Постсоветский рекордный показатель — чуть больше миллиона человек в прошлом году. Но минусы для местного турбизнеса частично превратились в плюсы понаехавшим.

На пляжах, где в советском прошлом под телами не видно было песка, сейчас вольготно. Чистейшее море можно смело ставить в пример Краснодарскому побережью.

Даже в центре Ялты вода не таит сюрпризов — купайтесь на здоровье. Целый ряд пляжей претендует на «Голубой флаг Европы» — эталон экологичности. Законодательно на местном уровне уже третий год подряд вводится запрет на строительные работы в летние месяцы.

Все промышленные предприятия убраны в глубь полуострова, с глаз долой. Единственным загрязнителем воздуха, как и везде, остается автотранспорт.

Ресторанчики и кафешки, разбросанные по побережью, радуют своей дешевизной. Ушли в прошлое времянки с убогим набором — пиво и шашлык сомнительного качества. Сейчас есть предложения на любой вкус — от французской до кавказской кухни.

Проживание в отелях — удовольствие недешевое, но подобрать что-то себе по карману вполне реально. Это и санатории с замечательной лечебной базой, но интерьерами родом из 60-70-х годов прошлого века, и суперсовременные СПА-центры, и люксы настоящего четырехзвездочника «Пальмира Палас».

Главный минус отдыха в Крыму — дорогая дорога. Чартеры сюда не летают. Семейная пара только за авиаперелет из Москвы и обратно должна будет выложить около 45 тыс. рублей.

Не считая накладных расходов. Но не стоит забывать, это возможность одновременно погрузиться в роскошь природы и в полной мере вкусить истории государства российского.

Пусть де-факто за границей.

Крым хочет отделиться, а Львов заговорил по-русски (новости)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: