Камбоджа, ангкор, большой круг

Проходим концентрические строения: Камбоджа, ангкор, большой круг

Еще одна гопура:

Вид внутренних строений:

Балюстрада с барельефами:

Часть построек сильно разрушена:

Еще одна из гопур:

Начали мы осмотр с запада, последняя гопура на пути — восточная, она особенно хороша в сочетании с вросшим в нее деревом:

На фото №1 она же.

А это она справа:

Корни и камни:

Фотографировать это можно бесконечно во множестве ракурсов. Надо остановиться.

Проходим сквозь все строения, через западные ворота выходим к дороге, машина ждет, едем дальше.

Бон объявляет — Ник Пин. (Neak Pean). Высаживаемся и идем дальше пешком.

Впечатлений уже выше крыши, каждый храм непохож на предыдущий, кажется, что скоро это все сольется во что-то одно.

Но нет, очередное место все так же удивляет.

Ник Пин — буддийский храм, поначалу строившийся как индуистский.

Идти к нему надо по помосту через болото, которое и само по себе имеет определенную привлекательность:

Кувшинки (или закрытые в дневную жару бутоны лотосов? я плохо различаю):

Ник Пин имеет святилище посредине круглого острова

Солнце здесь светит против объектива, как ни крутись, дело в том, что остров не обойти, доступна только северная сторона.

Водоемы расположены крестообразно. Считается, что храм этот имел медицинское назначение, как гласит одна из надписей, местные воды смывают грязь грехов и больные возвращаются исцелёнными.

Бассейны выглядят несколько запущенными, возможно, это просто мы застали их в неудачное время.

Не знаю, что изображают эти скульптуры, но я увидел двух резвящихся дельфинов (понимаю, что дельфинам там неоткуда взяться):

Снимать тут кувшинки (или лотосы) — полная благодать. Есть всяческие стрекозы.

Есть живописные пни, погибшие деревья, которые придают пейзажу очарование…

Но, как всегда бывает, надо идти. Мы никуда не опаздываем, Бон будет ждать столько, сколько нужно, однако, мы уже запутались, сколько храмов осталось на сегодня, а комплекс закрывается вроде в 17:00 (как потом выяснили, это не совсем так, закрывается только на вход).

В общем, находим машину, едем к следующему месту, Бон извещает нас, что это будет на сегодня последний пункт.

Подъехали, высадились, этот храм проходим насквозь, Бон будет ждать на другой стороне.

А храм называется Преа Кан (Preah Khan). Он огромен. Собственно, это не совсем храм, когда-то тут был буддийский университет. Его тоже постигла участь переделки, из буддийского в индуистский, не обошло стороной и разграбление (вспомним головы дэв), в том числе ценности втихаря вывозились и некоторыми археологами.

Также многие фрагменты этого храма хранятся в музеях Камбоджи.

Первое, что мы видим — длинная аллея со столбами:

Проходим ее, далее попадаем на мост с нагами. Наги — это мифические змеи с человеческим торсом, здесь их длинные тела с одной стороны моста держат дэвы — индуистские полубоги, а с другой стороны — асуры (демоны).

В общем, сложно это все, углубляться в мифологические корни, пожалуй, не буду. Лишь отмечу, что дэвы, держащие длинных нагов — очень распространенный в Ангкорской архитектуре сюжет.

Практически у всех фигур отбиты головы. Бон сказал, что это кмер руж продавали их за границу, нужна была валюта.

Не уверен, но точку зрения изложил.

Мост с дэвами и нагами:

Мост упирается в стену с воротами (очень похожими на ворота Ангкор Тома). Входим внутрь.

Во дворе видим симпатичный флигелек (т.н. дом с огнем — приют для странников):

Проходим двор, упираемся в новую стену с гопурами, за ней будет еще — привычная уже концентрическая система окружений, здесь их четыре. В это время дня солнце уже не в зените, многие симпатичные виды Преа Кана располагаются против солнца или в тени.

Деревья, придающие очарование храмам Ангкора, в то же время являются их могильщиками

Двухэтажное строение в неожиданном здесь античном греческом стиле:

Барельеф с апсарами:

В самом центре всех концентрических построек находится главное святилище, раньше здесь стояла статуя Авалокитешвары, сейчас стоит ступа:

Корни, куда ж без них:

Среди изображений и барельефов очень распространены воины-охранники с мечами.

Здесь они стоят в виде отдельных статуй. На фронтоне видим, что кхмеры, в отличие от майя, были знакомы с колесом:

Один из двориков

К выходу идем по мосту с уже привычными нагами и дэвами, одна голова здесь неплохо сохранилась:

Все, на сегодня план по осмотрам выполнен, большой круг покорен.

В город ехать, как я понял, глядя на карту, Бон собирается через Ангкор Том, насквозь. Я спросил — да, действительно, так короче.

Показываю, что я закрою глаза руками, чтоб не видеть то, что видеть должен завтра. Бон смеется и предлагает поехать в объезд.

— Не стоит, езжай так, — успокаиваю я.

Проезжаем сквозь северные ворота, дорога действительно идет ровно по центру Ангкор Тома, я стараюсь не смотреть по сторонам. Впрочем, стайку обезьян заприметил, надеюсь, завтра опять увижу.

После выезда из Ангкор Тома слева виден Ангкор Ват.

Ладно, это все завтра.

Камбоджа. Сием Реап. Большой круг Ангкора и мини-тур на озеро Тонлесап.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: