Экспозиции музея галуста гульбенкяна
Европейское искусство (XIV-XVII вв.)
В залах европейского искусства представлены прекрасные рукописи, редкие печатные книги и средневековые изделия из слоновой кости. На вырезанных из слоновой кости диптихах и триптихах тонкой работы, сделанных во Франции, изображены сцены их жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Коллекция ранних европейских полотен начинается с картин «Св. Иосиф» и «Св. Катерина» Рогира ван дер Вейдена, известного фламандского художника середины XV в. Итальянский Ренессанс представлен «Sacra Conversazione» Чима да Конельяно (конец XV в.) и «Портретом молодой женщины» Доменико Гирлан-дайо (1485 г.). Затем экспозиция переходит к работам фламандских и голландских художников XVII в.
В частности здесь представлены две работы Рембрандта: «Портрет старика» (1645 г.), отличающийся глубоким пониманием человеческой души, и — «Александр Великий» (1660 г.), который как полагают, художник писал со своего сына Титуса. Произведения Рубенса представлены здесь тремя полотнами, самое примечательное из которых — «Портрет Елены Фоурмен» (1630), второй жены художника.
Кроме голландских и фламандских картин в галерее находятся ковры и ткани из Италии и Фландрии, итальянская керамика, редкие медальоны XV в.
Французское декоративное искусство XVIII в.
В коллекции французской мебели XVIII в. представлен ряд искусно выполненных предметов эпохи Людовика XV и Людовика XVI, некоторые из которых были выполнены по заказу самих монархов, Экспонаты, многие украшенные лакированными панелями, черным деревом и бронзой, стоят рядом в сочетании с гобеленами из Бовэ и «китайскими» коврами из Обюссона на стенах. Здесь находится и французское серебро того же периода, когда-то украшавшее обеденные столы русских дворцов.
Комод Людовика XV, украшенный черным деревом и бронзой
Европейское искусство (XVIII-XIX вв.)
Искусство XVIII в. в основном представлено произведениями французских художников, в том числа. Ватто (1684-1721), Ж. О. Фрагонара (1732-1806) и Ф. Буше (1703-70). Самый знаменитый предмет в коллекции скульптур в — статуя Дианы Жана Антуана Гудона.
Она была создана в 1780 г. по заказу герцога Саксен-Гота для его садов, а позже стала одним из экспонатов Эрмитажа в России в XIX и начале XX вв.
Целая зала посвящена произведениям венецианского художника XVIII в. Франческо Гуарди с видами его родного города. Небольшая коллекция английского искусства включает работы ведущих портретистов XVIII в.: «Портрет миссис Лоун-дес-Стоун» кисти Т. Гейнсборо (ок.
1775) и «Портрет миссис Констебль» Дж. Ромни (1787). В музее хранятся также два пейзажа на тему морского шторма Дж М. У. Тернера (1775-1851) и произведения французских пейзажистов XIX в., что отражает склонность Гульбенкяна к натурализму.
В частности имеются работы барбизонской школы, реалистов и импрессионистов. Самые известные полотна в этих залах, это «Мальчик с вишнями» кисти Э. Мане, написанный ок.
1858 г., в начале карьеры художника, и «Мальчик, выдувающий пузыри» (ок. 1867 г.). «Портрет мадам Клод Моне» кисти П. О. Ренуара был создан ок.
1872 г, когда художник останавливался у супругов Моне по пути домой в Аржантёй в пригороде Парижа.
Пейзаж с видом на Мол и Герцогский дворец (1790) франческо Гварди
Коллекция произведений Лалика
Экскурсия по музею завершается в зале, полном ярких творений французского ювелира Рене Лалика (1860-1945), работавшего в стиле ар-нуво. Гульбенкян был близким другом Лалика и приобрел множество предметов из драгоценных металлов, стекла и слоновой кости, представленных здесь, непосредственно у художника.
Ввиоженные полудрагоценными камнями и покрытые золотыми листьями или эмалью броши, ожерелья, вазы и гребни украшены изображениями стрекоз, павлинов, обнаженных женских тел.