Иерусалим — город царя давида

Впрочем, Стена плача она только по-русски. На всех остальных языках это просто Западная стена Храмовой горы. Утверждается, что ее нижние блоки сохранились со времени Первого храма, построенного царем Соломоном в 9 веке до нашей эры, а разрушенного Навуходоносором в 5 веке до нашей эры.

Первый Храм, в отличие от Второго, строился не как место моления, а как дом Бога на Земле. Бог там пребывал и говорил с избранными.

Именно с этим были связаны многочисленные ограничения на пребывание во храме: там могли быть только священники, и в определенные часы.

А после разрушения Храма часть божественного духа и благодати, которая в нем находилась, несколько дней висела над городом, а потом — развеялась. Но — частично осела на окрестных камнях и, в частности, на Западной стене, которая была ближе всего к месту Храма.

При строительстве второго храма камни с благодатью использовались, но все равно, прежней святости не было. Хотя ограничения для священников, естественно, соблюдались еще строже: это уж как водится — чем меньше святости, тем больше ритуалов.

В частности, Старый город был соединен с Храмовой горой несколькими мостами, и один из них был предназначен только для священников, чтобы не осквернили они свою чистоту. Но, в любом случае, Второй Храм тоже был разрушен.

А вот Западная стена — осталась, вместе с той благодатью, которая ей впитана.

Именно поэтому она является священным местом для евреев, к ней можно придти и испросить наставления у Бога или попросить Его. И когда делаешь это лично — нет необходимости писать записку.

Обычая с записками возник в те времена, когда к Стене приезжали пилигримы, которые просили не только за себя, но и приносили просьбы от родственников и друзей, оставшихся в других странах, которые, естественно, были написаны, чтобы дойти без искажений. А вот в наше время многие пишут записки даже находясь лично — потому что практика мысленного молитвенного общения, в общем, стала слабой, и записка — она надежнее.

Примерно так.

Громадная площадь перед Стеной плача была сделана уже после захвата Иерусалима Израилем в ходе шестидневной войны. На этом месте был арабский квартал, жители которого получили жилье в других местах старого города или компенсацию.

И израильтяне, кстати, не пошли по пути Иордании, которая за время своего правления практически разрушила еврейский квартал.

Кстати, в контексте всего этого у меня возникла некоторая версия — почему власти Израиля после захвата Иерусалима оставили Храмовую Гору в руках мусульман, которые не допускают евреев молиться на ней, только посещать в оговоренные часы. Ведь обретение евреями Храмовой горы и строительство третьего Храма связано с приходом Мессии, а Храм должен стать духовным центром всего человечества.

И я думаю, именно чтобы избежать подобных проявлений религиозного фанатизма, светские власти Израиля оставили гору мусульманам. Впрочем, выслушаю и альтернативные точки зрения.

А теперь — вернемся к городу Давида. Вот вход на территорию. Иерусалим - город царя давида

Вас встречает виноградник.

Сквозь стекло видно подземные плиты.

Перед началом экскурсии можно посмотреть небольшой 3d фильм. За него берут отдельную денежку, но оно того стоит — потому что подробно рассказывают, как был устроен город, с привязкой к современным местам, а главное — зачем были тоннели до источника, по которым будет лежать путь.

Не скажу, чтобы эта версия меня полностью убедила, но во всяком случае наглядное представление дала. А еще в фильме забавные эффекты для зрелищности в виде летящих на тебя голубей, бабочек и мошек.

После фильма можно подняться на обзорную площадку и посмотреть окрестности. Хорошо видна Масличная гора, частично старый город, и мусульманский квартал напротив города Давида.

Это — церковь Марии Магдалины.

Это — Храмовая гора с куполом мечети.

Город Давида расположен на холме между двух оврагов, которые затем сливаются в один. Холм ниже, чем Храмовая гора, однако на одном из склонов из земли выходит мощный источник, который служил для снабжения города водой, особенно в случае осады — чем и объясняют такое расположение города.

Для защиты источника служил специальный выступ в крепостных стенах.

А на снимке — мусульманский квартал на противоположном склоне оврага, ограничивающей город Давида.

Мечеть в мусульманском квартале

И еще одна мечеть

В скале у подножия мусульманского квартала — входы в старые могилы.

А это — гора Сион, с другой стороны от города Давида.

Церковь в другой стороне.

Вид на старый город

Вдали — Масличная гора

Оглядевшись, начинаем спускаться по склоны с раскопками.

Местами склоны укреплены современным бетоном.

На заднем плане — стена дворца. И к ней пристроен трехкомнатный дом, от которого сохранились только остатки стен.

Помост посередине соответствует полу средней комнаты, который не сохранился.

А этот камень- древний унитаз. Во всяком случае, археологи обнаружили на отверстии остатки окаменевших человеческих экскрементов.

Сидит роскошный котик

На склоне растут гранаты. Их никто не собирает, и плоды уже раскрылись, а листья опали.

Кстати, в Израиде офигенный свежевыжатый гранатовый сок. Апельсиновый тоже хорош, но гранатовый лучше.

Лестница ведет вниз, в тоннель.

План старого и современного города друг под другом. Призван иллюстрировать, как оно все было на самом деле. На верху старый город, справа — храмовая гора, на которой уже возведен Первый Храм, в теории — именно там, где сейчас стоит золотой Купол Скалы.

Посередине от крепостной стены идет вниз к источнику выступ. Все бы ничего, только современный город зачем-то развернут относительно старого и соответствующие места определяются хуже.

А еще не современном плане местность однородно поднимается влево-назад от оврага, в котором течет Кирион, в то время как на старом плане там видны глубокие овраги между холмами. И вот тут хочется основания для таких реконструкций, больших, чем утверждения, что один овраг за века был засыпан, а другой — почему-то нет.

Спустились на один этаж, спуск продолжается дальше.

Вот мы в тоннеле, который ведет к источнику. Вообще извилистость стен наводит на мысли, что при строительстве активно использовались естественные пустоты в известняке.

Которые где-то расширялись, где-то делался пол, то есть строительство было, это не просто пещера.

В ответвления уходят лестницы, но это — для профи, а не для туристов.

В стене — амфора, но это явная современная вставка для наглядности, гид так и говорит.

А вот тот самый подземный ход, через который Чарльз Уоррен впервые проник в тоннель. Выходы из тоннеля были завалены, они залезли в него снизу, а уже потом расчистили в обе стороны.

Идем дальше, подходим к источнику, к которому тоннель вел. Здесь археологами расчищено довольно большое пространство в горе так , что обнажена старая кладка стен.

На экране крутится фильм, который показывает внутреннее устройство и стены — как оно было сделано. Собственно, ученые недоумевали, зачем тоннель в скале, если источник все равно на поверхности, и если осаждающие разрушат стену, то от тоннеля не будет никакого толка — к источнику не подойти.

Оказывается, рядом с источником был сделан накопитель, подземный резервуар с водой, и тоннель вел именно в него. Вода в резервуаре оказывалась доступной, даже если источник был захвачен.

Конструкция видна на втором снимке.

А здесь как раз угол оборонительной башни.

Как легко заметить, сейчас резервуар пуст. Но источник — действует. Дело в том, что много позже, но тоже в период Первого Храма был сделан еще один тоннель через гору к другому накопителю воду, находившемуся внутри городских стен.

Разлом на этом макете показывает второй тоннель. Можно видеть, насколько он кривой. При этом утверждается, что за несколько веков лет до новой эры он был построен двумя бригадами,которые копали навстречу друг другу.

Эта история написана на табличке, которую нашли на месте встречи: мы копали, копали и наконец прокопали. Хотя, как признает гид, с этой табличкой много не ясностей — и по месту положения в подземелье, где никто не видел, и по стилю самого текста. Желающие могут почитать про Силоамскую надпись в вики

По этому тоннелю течет вода из источника до сиж пор. И можно по нему пройти, но там воды выше колена, а сейчас — холодно.

Так что это летняя экскурсия. А источник — вот он, бурлит под решетками.

А это — спуск в тоннель.

Здесь же выход от источника на поверхность.

А мы идем дальше по еще одному узкому тоннелю, местами напоминающему щель.

Тоннель расчищен не до конца, и куда он ведет — неизвестно. Вот он продолжается слева от лестницы.

А мы по лестнице поднимаемся на поверхность.

И через выросшие здесь жилые кварталы подъезжаем туда, где подземный тоннель заканчивался.

Здесь был устроен большой водоем, который сейчас частично расчищен.

Но размеры и так можно оценить — вся эта низина до домов — территория бывшего бассейна.

А вот через эту трубу справа сейчас текут воды источника, они используются для полива и других нужд.

А это — последний кусочек ручья до ухода в трубу.

От этого же бассейна на гору идет еще один тоннель, уже древнеримский. Это дренажный тоннель под римской улицей, и они идет практически прямо без поворотов до Храмовой горы.

Открыт он был совсем недавно, потому что выходы были завалены: при раскопках старой улицы по культурным слоям археологи наткнулись на него сверху и начали расчищать в обе стороны. Стены тоннеля местами укреплены искусственно, местами — оригинальные из камня, тоде касается и потолка.

От тоннеля отходят боковые проходы и люки наверх.

Мы шли по участку. который был сильно завален и восстановлен. А сейчас часть, в котором стены хорошо сохранились.

И видны оригинальные перекрытия, по которым можно сделать вывод, что тоннель строили открытым способом.

Местами пол в тоннеле заполнен такими мешками с песком,чтобы не стояла вода.

Еще боковой отвод. Под действием света на стенах тоннеля растет зелень.

И если археологи хотят сохранить тоннель на века, им придется что-то с этим делать, иначе стены будут разрушаться.

К сожалению, до стены плача под землей дойти не получилось. Незадолго до конца тоннеля есть выход на поверхность, к раскопкам, исидевший там дядека сказал, что уже поздно и тоннель закрывается, предложив пройти досмотреть в другой день.

Раскопки занимают довольно большую площадь

Сохранилась старая мозаика.

И гуляют котики.

А мы идем к стене плача, о которой я рассказывал в начале поста. А потом, через весь город — к Яффским воротам.

Ночной город не менее интересен, чем дневной. Лестница от стены плача.

Большая вывеска зовет поесть, в том числе — в шаббат, когда для верующих евреев особые ограничения.

Пустынные вечерние переулки.

Вход в мечеть.

За этой аркой — вход на храмовую гору для мусульман. Вообще из мусульманского квартала туда довольно много входов.

Магазинчики уже закрываются.

Над удлицей нависают такие вот балкончики.

Как видно, улицы старого города представляют собой лестницы. Тем не менее, по крупным из них проезжает транспорт — вот такие вот тракторы, обеспечивающие вывоз мусора и подвоз товаров.

Выходим из старого города, идем ужинать в итальянский ресторанчик галерее Мамилла. Довольно уютно и вкусно, хотя и дороговато.

Но это можно компенсировать размером порций и количеством заказываемых блюд — салаты тут просто гигантские.

А стены отделаны такой плиткой в восточном стиле с очень сложным орнаментом.

Второй день в Иерусалиме завершен. На третий день у нас — экскурсия в иорданскую пустыню к древним монастырям и Мертвому морю.

Город царя Давида Иерусалим — Путешествие в город Давида


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: