Дуомо тосканского города лукки

Около кафедрального собора города Лукки (Дуомо) мы задержались надолго. В лучах заходящего солнца выигрышно смотрелся фасад Дуомо, и внезапно возникла идея запечатлеть все детали оформления собора.

Снимали в четыре руки, но не тут-то было — осуществить эту безумную идею не удалось из-за бесконечного множества разнообразных и причудливых элементов.

Кафедральный собор Святого Мартина — пример луккско-пизанского романского стиля архитектуры. Для этого стиля характерны декоративное использование различных ордерных элементов, аркад и полосатый мрамор (обычно чередование белого и зелёного).

А луккский вариант этого стиля отличается богатой резьбой, инкрустацией, причудливыми колоннами. Венчает собор колокольня XIII века с зубчатой короной.

Снизу вверх увеличивается количество частей окон: от монофоры до четырёхчастного окна. Над окнами располагаются, словно кружево, декоративные орнаментальные арки.

Верх колокольни увенчан зубчатой короной.

По преданию, первую церковь Св. Мартина Турского основал в VI веке городской архиепископ Св. Фредиан, ирландец по происхождению. Согласно житию, Св. Мартин был известен своей добротой и милосердием, несмотря на то, что принадлежал к суровому воинскому сословию.

Однажды он разделил с замерзающим прохожим свой плащ, разрубив его на две части. А ночью ему привиделось, что он поделился одеждой с самим Христом. Св.

Мартин был известен ещё и тем, что обратил множество кельтов-язычников в христианскую веру. Вероятно, всё это и повлияло на выбор посвящения церкви.

Церковь в VIII веке превратилась в городской собор, а в 1060 году началось возведение здания нового собора, украшение которого продолжалось до конца XIII века.

Дуомо тосканского города лукки

Фасад собора асимметричен. Одна из арок портика была сужена при возведении колокольни. В первом ярусе фасада открываются три широкие арки портика.

Разновеликие арки ведут под своды нартекса (притвора, предназначенного для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся). Его простенки украшают рельефные изображения сцен из жития Св. Мартина и Св.

Регула.

Одним из выдающихся украшений фасада стала чудесная скульптурная сцена, помещённая над южной аркой открытого нартекса.

Сейчас оригинал скульптуры, датируемый 1233 годом, хранится внутри собора, снаружи стоит копия.

Над портиком расположены три яруса аркад. Аркады — главный декоративный элемент луккско-пизанского стиля.

Фронтон фасада так никогда и не был завершён.

Мраморные колонны аркад украшает затейливая резьба.

Консоли для скульптур на фасаде сохранились, а скульптур уже давно нет.

Арки портика опираются на мощные пилястры.

Люнеты (поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга) над порталами и простенки между порталами украшают барельефы работы мастерской Гвидетто (Мученичество святого Регула, Цикл месяцев, Эпизоды из жития святого Мартина). Люнет над центральным порталом занимает прекрасная композиция Вознесения.

Сцены из жития Св. Мартина и цикл месяцев слева в простенке.

Левая боковая дверь.

Боковая дверь справа.

Над левым порталом представлена сцена Снятия с креста Николы Пизано, датируемая около 1260 года. Расположение композиции не случайно: именно эта дверь ведёт к закрытой капелле внутри собора, хранящей главную городскую реликвию нерукотворный Св.

Лик. Святой Лик представляет собой драгоценное деревянное распятие, выполненное в византийской манере (XI-XII век). Однако, по народному преданию, распятие сделано из ливанского кедра Никодимом, членом Синедриона и тайным учеником Христа.

Ангелы помогали Никодиму воспроизвести черты лика Христа. Долгие столетья Лик хранился в глубокой тайне, но затем был доверен волнам: в открытом море была выпущена лодка, куда положили Лик. Избежав встречи с пиратами, лодка с распятием причалила к побережью Луни.

Лик положили в телегу, запряжённую бычками, позволив животным самим избрать направление. Бычки привезли распятие в Лукку.

С тех пор оно не покидало города. Образ очень почитаем, и по сей день к нему стекаются паломники. Каждый год 14 сентября, в день Святого креста, в соборе проходят торжественные празднества.

В праздничные дни святой Лик украшается золотым убранством, хранящимся в остальные дни в музее собора.

Барельеф над левой дверью.

Одна из главных достопримечательностей собора и всего города — надгробный памятник Иларии дель Карретто. Надгробие из мрамора выполнено великим итальянским скульптором Якопо делла Кверча (1406 — 1408).

Молодая знатная женщина словно заснула, в её ногах примостилась собачка — символ супружеской верности. Памятник изображает юную жену Паоло Гуиниджи, умершую при родах. По саркофагу идёт фриз с амурами, поддерживающими тяжёлые гирлянды.

Джорджо Вазари (XVI век) считал этот памятник одним из величайших шедевров скульптуры XV века. Слепок надгробия Иларии можно увидеть и в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина.

Боковые фасады собора с высокими контрфорсами и готическими окнами относятся к XIV веку.

Дворец епископа примыкает к собору и ограничивает площадь с правой стороны.

Слева находится музей кафедрального собора.

Вот так мы и снимали детали кафедрального собора, пока совсем не стемнело. Естественно, это только то, что мы успели, и, может быть, только самая незначительная часть.

При вечернем освещении собор выглядел ещё величественнее.

Италия, Лукка: блошиный рынок, башни и амфитеатр


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: