Дорога бесконечного оргазма

Это самый яркий эпитет, который я слышал о путешествии по Лех-Манальскому шоссе на мотоцикле. Говорят, что сочетание мощной Гималайской красоты, древней культуры и большой высоты при правильном подходе может вогнать тебя в перманентное состояние счастья.

Чтобы вы понимали что это такое, напишу подробнее о маршруте нового мотопутешествия.

Эта дорога соединяет два мира. Один — зеленая тропическая Индия, другой — желтые Гималайские пустыни, отделенные стеной высоких гор. Древние индийцы считали, что известный мир как раз заканчивается этой стеной с перевалом Ротанг на севере долины Куллу.

А дальше начинается открытый космос. Это примерно как лететь в наше время на самолете и понимать, что выше поднимаются только космонавты и это вроде бы известно, но лично для тебя совсем непонятно. Также и там.

Через эти перевалы проходил Великий шелковый путь, но ходили по нему единицы. Как космонавты сейчас.

Дорога бесконечного оргазма

Через четыре высокогорных перевала древние торговцы попадали из энергичной Индии в спокойное королевство Ладакх, спрятанное далеко в Гималаях. Ладакх был частью Тибета, но потом отсоединился и чудом сохранил древнейшую бонскую и буддийскую культуру, которая в настоящее время практически уничтожена в самом Тибете.

Долина реки Инд в его верхнем течении, где расположена столица Ладакха Лех до сих пор усыпана действующими монастырями, гомпами и храмами. С помощью которых можно прочувствовать древнюю Гималайскую культуру.

Все это мирно существовало до мрачного XX века, когда после ухода британцев этот регион стал ареной территориальных споров между Индией и Пакистаном. Там было целых три войны, в последней из которых (Каргильской) чуть было не применили ядерное оружие.

Из-за сложной ситуации Индии потребовалось постоянно держать в труднодоступном регионе военные базы (сейчас в Кашмире находятся от 300 до 500 тысяч индийских военных). Именно поэтому и была построена одна из самых высокогорных в мире дорог из Манали в Лех.

Короче, мы живем в удивительном мире, где невероятно красивая дорога, по которой счастливые европейцы катаются на Энфилдах, построена из-за риска ядерной войны.

Теперь про факты. Длина самого интересного участка дороги (Манали-Лех) всего около 500 километров (практически все — серпантин).

Но мы собираемся ехать по ней 5-7 дней, чтобы больше останавливаться и попытаться прочувствовать место.

После города Манали (высота — 1950 метров) практически сразу начинается первый перевал Ротанг (3978 м.), после которого пердящие Энфилдами путешественники попадают в регион Лахул.

В Лахуле достаточно обжито, но колоритно потому, что 9 месяцев в году местные жители отрезаны от мира засыпанными снегом перевалами. Столица — Кейлонг (3080 м.), в котором традиционно проходит первая ночевка.

Мы хотим там остаться еще на день, чтобы поездить по окрестностям.

После единственного в мире кафе, которое отмечено на картах как поселок (Зинг Зинг бар), начинается долгий подъем на второй перевал — Баралача (5030 м.) за которым начинается действительно открытый космос.

Это абсолютно безлюдная местность, для проезда по которой нужно брать канистры с бензином. Единственное, что там есть — это палаточные городки, в которых можно переночевать.

Один из таких — Сарчу (4300 м.), который по совместительству является индийской военной базой на границе штатов Химачал-Прадеш и Кашмир. Там обязательно нужно заночевать!

Проснувшись, мотопутешественники лезут на следующий перевал — Лунгалача (5059 м.), который хоть и высоченный, но считается достаточно легким для пересечения. После него возникает новый палаточный городок — Панг (4600 м.), в котором также обычно все ночуют.

За Пангом находится удивительное место — долина Мор. Это пустынное плоскогорье на высоте 4800 метров, обрамленное с двух сторон Гималайскими пиками.

Единственная ровная долина на всем пути.

Затем после неожиданно ровных дорог начинается суперперевал Тангланг (5328 м.), съезжая с которого ты вновь попадаешь в цивилизацию и встречаешься с великой рекой Инд. Через зеленые оазисы деревень ты финишируешь в Лехе (3500 м.), где ешь тибетские момо под звуки поющих чаш.

Но это еще не все. Самое интересное — высокий перевал Кхардунг (5602 м.), которые отделяет Лех от долины Нубра — запрятанного еще дальше в горах приграничного с Китаем региона, для посещения которого нужно получать разрешение.

Там на берегу реки Шайок зеленые поселки граничат с пустынями, на которых пасутся верблюды, со скучным видом разглядывающие один из самых больших в мире ледников Сиачен.

Также мы хотим много времени провести в окрестностях Леха и съездить на озеро Пангонг (4350 м.), назание которого с тибетского переводится как Длинный океан божественной области. В принципе это его максимально полно характеризует.

Как ехать назад пока непонятно. Возможно по той же самой дороге, возможно в объезд через столицу Кашмира Шринагар.

Летим в Дели уже послезавтра!

Буду рад вашим комментариям и замечаниям)

Современная Тантра


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: