Ароматы кофе и звуки музыки в хокотенанго

Хотя за ухоженностью фасада скрываются почти что развалины. В Антигуа собор тоже в таком состоянии, а всё из-за землетрясений. Ароматы кофе и звуки музыки в хокотенанго

Цель моего визита в Хокотенанго — культурный центр Асотеа (Azotea). Это слово переводится как дом с плоской крышей и мало о чём говорит. Центр сначала встречает приветливой растительной аркой

А потом не видно домов вообще, не говоря о плоской крыше. Идёшь прилично так по аллее

Но потом попадаешь всё-таки в искомый дом. В Асотеа находятся два музея. Первый из них — музей кофе.

С процессом производства кофе я уже знаком по Атитлану, но тут была не только практическая, но и теоретическая сторона. Например, для меня было неожиданностью, что в производстве кофе Бразилия настолько всех опережает. Только я единицу измерения забыл.

Кажется, количество мешков с зёрнами в год (в миллионах?). Кстати, напротив Никарагуа почему-то красуется флаг Кении

Можно было узнать (и даже посмотреть видеоиллюстрации) всё о процессе выращивания кофе. Процесс непростой: будущий куст несколько раз пересаживают, всё делается вручную. У каждой стадии куста есть своё название.

Например, только что взошедший из зерна росток называются солдатиком.

В экспозиции было множество старых агрегатов для производства кофе.

Тут можно было найти неожиданные экспонаты, например, машинку для обжарки родом из Румынии! Причём из городка Сибиу, в котором я был.

Занесло же аппарат.

Асотеа сама выращивает и производит кофе, поэтому тут есть и большой двор для просушки зёрен. Сейчас он пустой, а на фото с щита он весь уложен кофе.

В магазинчике при музее можно было купить много разного, в том числе кофейный ликёр (но не Kahlua), очень вкусный.

Второй музей в Асотеа — музей музыки майя.

Как и в любом диахроническом музее, всё начинается давным-давно и очень просто, всякими колотушками, маракасами или вот панцирями черепах

Гвоздь программы — официально носящий звание национального достояния музыкальный инструмент маримба.

Ударно-клавишный инструмент, под клавишами в качестве резонаторов такие металлические колбы (традиционно это раньше были высушенные плоды растения — родственника тыквы.

Хоть инструмент в Гватемале и национальный, сам он сюда был завезён, предположительно, из Африки и не без участия испанцев. Однако хорошо прижился.

Например, в Сочельник в Антигуа и церкви музыканты на нём играли.

На маримбе традиционно играют минимум втроём. Музыкант на самых толстых клавишах отвечает за ритм, на самых маленьких — за мелодию.

Самое главное, что на нескольких маримбах в музее можно было поиграть самому, что чрезвычайно занимательно и весело.

Есть и другие инструменты. Например, незамысловатый инструмент, сделанный из ствола дерева с использованием специальных надрезов на поверхности.

Он выдаёт только три звука: по одному с каждой стороны от центральной разделительной щели и ещё один на торце.

Есть и необычные струнные, такая вот версия арфы

В кадре видна скрипка. Потому что местное население активно заимствовало европейские инструменты, в частности, струнные и духовые. Смешение культур вообще сильное и иногда даёт яркие результаты

Вот такую вот композицию со скульптурой местного покровителя и с изображениями Иисуса и компании с традиционными узорами носят где-то на местные праздники.

Здесь же был уголок, посвящённый такому персонажу, как Мащимон (Maximon).

Согласно исследованиям, скорее всего, в этом образе отразилось одно из божеств Майя по имени Рилах Маам (Rilaj Maam). Мащимон — его народное имя, означающее прадедушка. Его скульптурное почитание началось после прихода испанцев, когда в нём искали защиты от их угнетательства.

Создать образ Рилаха Маам повелел один из пророков с озера Атитлан. Именно там находится оригинальная фигура, к которой даже устраивают своего рода паломничества, принося ему в дар алкоголь, сигары, платки, деньги.

Мащимон сразу и покровитель традиций, и судья, и лекарь, и мудрец и защитник странников. У него есть специальные шаманы, которые принимают дары для него, а один из них как бы посредник в общении меджу ним и людьми.

Однако Мащимона можно встретить много где. Мой гватемальский друг Гектор рассказал, что в некоторых барах есть маленький Мащимон из дерева, и если хочешь, чтобы удача сопутствовала тебе и чтобы праздник удался, ты должен подойти к нему, отхлебнуть из своего алкогольного напитка и усердно окатить этим Мащимона.

Мы с Гектором были в таком баре и всё сделали, как велит обычай. Гектор ещё сигаретку ему в губы вставил новую.

Но мы отвлеклись от музея. Помимо кофе и музыки около него были построены модели типичных жилищ из трёх разных регионов страны. Я издалека безошибочно узнал хибарку со своих исабальских краёв

Уверяю, что домишки за пределами городов вроде Эль Эстора у нас выглядят зачастую именно так. Только у многих крыша в виде ржавого листа чего-то железного.

Вот и вся Асотеа. Скромно, но вполне неплохо.

Кстати, через стенку от входа на территорию Асотеа арка с названием центра в начале поста) расположено местное кладбище. Многоэтажное, можно сказать

Кто побогаче — имеет фамильные склепики. А кто победнее, имеет довольно скромные таблички на могиле-ячейке

Кстати, на одной из ячеек вместе с именем усопшего было нарисовано не что-нибудь, а как раз маримба. Воистину народный инструмент.

И чтобы закончить на более оптимистичной ноте, замечу, что дело было накануне Дня Книги, поэтому на главной площади Антигуа устроили небольшой концерт с чтением отрывков из гватемальских писателей. За множеством струнных во втором ряду прячется, опять же, маримба.

Ka-Re Prod… POLOVINA / ПРЕМЬЕРА /2018 🇹🇲🇷🇺


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: