Археологический музей ираклиона. история минойских фресок

Когда речь идет о Кносском дворце, предполагается, что большая часть дворца была украшена фресками в изображением природы, животных, священных ритуалов. За 3500 лет, прошедщих с того времени, сохранилось не так уж и много, но даже, по этим фрагментам можно получить представление как выглядели критяне эпохи Миноса.

Вот юноша, прекрасеный как цветок, который в конце года должен умереть, чтобы вновь вернуться — Принц с лилиями.

Фреска в музее и реплика фрески во дворце, помещенная Эвансом на месте находки. Археологический музей ираклиона. история минойских фресок

По предложению Артура Эванса фреска изображает Аристократа или Жреца. Однако фреска была собрана из нескольких разрозненных фрагментов (торса с рукой, локтя, ладони с веревкой, ноги и тиары), что хорошо видно на самой фреске в музее, поэтому есть несколько предположений, какое изображение могли содержать эти фрагменты.

Также учитывая, что в традициях минойского искусства мужчин окрашивали в красный цвет, а фигура белая, — это могла быть даже женщина. Также есть предположения, что на фреске было изображено как минимум два человека.

Примерно вот так.

Священное животоное древних минойцев — бык. Практически не один турист на уезжает из дворца без похожей фотографии на фоне фрески с быком, копия которой находится портике западного бастиона в Кносском дворце

Сам оригинал не такой впечатляющий. Как видно сохранились три фрагмента рельефной фрески изображают охоту на быка в скалистой местности с оливковыми деревьями.

Основной элемент фрески — голова быка — является шедевром натурализма в минойском искусстве. Предположение, что на фреске изображена именно охота на дикого быка, основано, на изображениях на золотых кубках из Вафио, где нанесены похожие сцены.

Да, да, в те давние времена на Крите водились дикие быки.

Минойские женщины — изящные, с выско поднятой головой, с дорогими украшениями, они играли не последнюю роль в жизни минойского общества. Есть предположения, что верховным жрецом — правителем Кноссоса — могла быть женщина.

Дамы в голубом — еще одна сильно повреженная, но от этого не менее известная фреска. Одетые по последней моде той эпохи дамы, скорее всего жрицы, учавструющее в священном ритуале.

Вот эта фреска, скорее всего, и вдохновила Ивана Ефремова создать образ критянки Таис.

Знаменитая фреска Парижанка, так назвал А. Эванс сохранившийся фрагмент, где изображена женская фигура со средиземноморскими чертами лица и ярким макияжем. Она скорее вписалась бы в богемный мир Парижа, чем в патриархальное общество Древней Греции.

Как видно, фрески на сохранились целиком, как мог бы предположить неискушенный турист. При раскпопках первоначально находился был мусор из остатков осыпавшейся штукатурки с нанесёнными на неё красками.

Из этих то кусочков и собирали реставраторы фрески, выкладывая их как мозаику. Представленные в музее фрески состоят где-то наполовину из оригинальных фрагментов, а наполовину из дорисовок.

Одна из любимых тем в фресках — мартышки. Тема мартышек пришла из Египта. Вполне возможно, что в садах Кносского дворца обитали обезьянки — подарки фараонов Египта.

В Египте бог Тот часто изображался в облике бабуина, и в фресках Кносского дворца, обезьянки часто встречаются как часть священного ритуала.

А это мальчик. Может и обязьянка, но не нашли хвостика, поэтому мальчик.

Предполагается, что традиция рельефной фрески пришла на Крит из Египта, но в своей интерпритации. А также характерной особенность настенной росписи на Крите — это микрофрески, на которых отражается повседневная жизни дворца.

Минойцы практически, за редким исключением, не строили керпостных стен вокруг своих дворцов и поселений. У них нет изображений батальных сцен, по крайней мере пока не найдено. Их жизнь была связана с море.

Стены, полы, потолки дворцов и вилл были украшены сценами на морскую тематику — осминоги, рыбы, и самые известные — дельфины из Мегарона царицы в Кносском дворце. Древний художник изобразил морской простор, синих дельфинов и разноцветных рыб.

Поражает достоверность и точность росписей. От кораллов и губок, составляющих бордюр фрески, поднимаются вверх прозрачные пузыри.

Ярким подтверждением связей Крита с африканскими странами, которые осуществлялись, естественно, по морю, является фреска с изображением негра. Весьма показательна картина, на которой мы видим отряд чернокожих воинов под командой критского командира.

Эта фреска находится в самом Кносском дворце.

Смотря на эти произведения искусства, порой кажется, что человечество что-то безвозвратно утратило. И как жаль, что тайны минойцев так еще и не разгаданы…

Юля TV на исторической экскурсии: Греция, Крит, археологический музей г. Ираклион


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: